Моя шпаргалка по работе с Git

28 декабря 2011

Некоторое время назад я открыл для себя Git. И знаете, я проникся. То есть, по-настоящему проникся. Теперь я использую Git не только на работе (где я с ним, собственно, познакомился), но и для своих проектиков, которые я стал хранить на BitBucket. Последний начал поддерживать Git относительно недавно. В отличие от GitHub BitBucket позволяет совершенно бесплатно создавать как открытые, так и закрытые репозитории.

В чем состоит отличие Git от Subversion?

Главное отличие Git от Subversion заключается в том, что Git — распределенная система контроля версий. Звучит ужасающе, но на практике это означает очень простую вещь. Каждый разработчик держит у себя на диске отдельный репозиторий. Обратите внимание — не копию репозитория, не некоторые бранчи, а тупо отдельный и при этом абсолютно полноценный репозиторий.

Пока мы работаем в рамках своего репозитория, все происходит в точности, как в Subversion. Мы коммитим и откатываем изменения, создаем, мерджим и удаляем бранчи, разрешаем конфликты и тд. Помимо этого, предусмотрены команды для работы с репозиториями на удаленных машинах. Например, «git push» означает мердж локальных изменений в удаленный репозиторий, а «git pull» — наоборот, мердж изменений из удаленного репозитория в локальный. Обмен данными по сети обычно происходит с использованием протокола SSH.

В результате имеем:

  • Git присущи все те же преимущества от использования VCS, что мы получаем в Subversion.
  • Git дает нам нормальное шифрование «из коробки», безо всяких танцев с бубнами, как в случае с Subversion.
  • Если сервер с «главным» репозиторием, куда пушат свои изменения все разработчики (хотя формально в Git нет никакого «главного» репозитория), вдруг прилег — ничего страшного. Делаем коммиты в локальный репозиторий и ждем, когда сервер вернется.
  • Даже если сервер доступен, все равно удобнее сделать пяток локальных коммитов, а затем отправить их на сервер одним пушем.
  • Сервер вообще не нужен. Вы можете использовать Git только локально. И не обязательно для работы с исходниками. Например, можно использовать Git для того, чтобы иметь возможность откатиться к предыдущим версиям файлов (каких-нибудь электронных таблиц) или вернуть случайно удаленные.
  • Git не раскидывает по каталогам служебную информацию (помните «.svn»?), вместо этого она хранится только в корне репозитория.
  • Git нынче очень моден (хотя это далеко не единственная распределенная система контроля версий, например, есть Mercurial и Darcs), в связи с чем растет число разработчиков, использующих его. Как следствие, используя Git, легче получить помощь на каком-нибудь форуме или собрать команду разработчиков, знакомых с этой VCS.
  • Существует множество полезных утилит для работы с Git — Qgit, gitk, gitweb и другие. «Из коробки» есть импорт и экспорт в/из Subversion/CVS.
  • Git поддерживают многие хостинги репозиториев (GitHub, BitBucket, SourceForge, Google Code, …) — есть из чего выбрать.
  • Большой популярностью пользуется GitHub. Используя Git, вы увеличиваете вероятность того, что кто-то захочет безвозмездно написать патч для вашего OpenSource проекта.

Пример использования Git

Я использовал Git при написании программы из заметки Генерация почти осмысленных текстов на Haskell, сидя под своей любимой FreeBSD. Вот как примерно выглядела моя работа с Git.

В первую очередь необходимо поставить Git:

pkg_add -r git

Затем создаем пару ssh ключей, если не создавали ее ранее:

ssh-keygen
cat ~/.ssh/id_rsa.pub

Заходим на БитБакет, создаем git-репозиторий под новый проект, а в свойствах аккаунта прописываем свой открытый ssh-ключ. Затем клонируем репозиторий:

cd ~/projects/haskell
git clone git@bitbucket.org:afiskon/hs-textgen.git
cd hs-textgen

Делаем какие-то изменения:

echo test > TODO.TXT

Добавляем новый файл в репозиторий и делаем коммит:

git add TODO.TXT
git commit -a

Поскольку я не указал описание коммита, запускается редактор VIM, с помощью которого я и ввожу описание. Затем я отправляю все сделанные мною изменения на БитБакет:

git push origin

Допустим, теперь я хочу сделать некоторые изменения в проекте, но не уверен, выйдет ли из этого что-то хорошее. В таких случаях создается новая ветка:

git branch new_feature
git checkout new_feature

Работаем с этой веткой. Если ничего хорошего не вышло, возвращаемся к основной ветке (она же «trunk» или «ствол»):

git checkout master

Если вышло что-то хорошее, мерджим ветку в master (о разрешении конфликтов рассказано в следующем параграфе):

git commit -a # делаем коммит всех изменений в new_feature
git checkout master # переключаемся на master
git merge new_feature # мерджим ветку new_feature

Не забываем время от времени отправлять наш код на BitBucket:

git push origin

Если мы правим код с нескольких компьютеров, то перед началом работы не забываем «накатить» в локальный репозиторий последнюю версию кода:

git pull origin

Работа в команде мало чем отличается от описанного выше. Только каждый программист должен работать со своей веткой, чтобы не мешать другим программистам. Одна из классических ошибок при начале работы с Git заключается в push’е всех веток, а не только той, с которой вы работали. Вообще я бы советовал первое время перед выполнением каждого push делать паузу с тем, чтобы подумать, что и куда сейчас уйдет. Для большей безопасности советую при генерации ssh-ключей указать пароль. Тогда каждый запрос пароля со стороны Git будет для вас сигналом «Эй, ты делаешь что-то, что затронет других».

Для работы с Git под Windows можно воспользоваться клиентом TortoiseGit. Если память не изменяет, для нормальной работы ему нужен MSysGit. Для генерации ключей можно воспользоваться утилитой PuTTyGen, только не забудьте экспортировать открытый ключ в правильном формате, «Conversions → Export OpenSSH key».

Следует отметить, что мне лично TortoiseGit показался каким-то глючноватым и вообще не слишком удобным. Возможно, это всего лишь дело привычки, но мне кажется намного удобнее работать с Git из консоли, чем с помощью контекстного меню в Проводнике. Так что по возможности я бы советовал работать с Git в Юниксах. В крайнем случае можно поставить виртуальную машину, установить под ней FreeBSD (безо всяких GUI) и работать в этой виртуальной машине.

Шпаргалка по командам

В этом параграфе приведена сухая шпаргалка по командам Git. Я далеко не спец в этой системе контроля версий, так что ошибки в терминологии или еще в чем-то вполне возможны. Если вы видите в этом разделе ошибку, отпишитесь, пожалуйста, в комментариях.

Создать новый репозиторий:

git init project-name

Если вы планируете клонировать его по ssh с удаленной машины, также скажите:

git config --bool core.bare true

… иначе при git push вы будете получать странные ошибки вроде:

Refusing to update checked out branch: refs/heads/master
By default, updating the current branch in a non-bare repository
is denied, because it will make the index and work tree inconsistent
with what you pushed, and will require 'git reset --hard' to match
the work tree to HEAD.

Клонировать репозиторий с удаленной машины:

git clone git@bitbucket.org:afiskon/hs-textgen.git

Если хотим пушить один код в несколько репозиториев:

git remote add remotename git@gitlab.example.ru:repo.git

Добавить файл в репозиторий:

git add text.txt

Удалить файл:

git rm text.txt

Текущее состояние репозитория (изменения, неразрешенные конфликты и тп):

git status

Сделать коммит:

git commit -a -m "Commit description"

Сделать коммит, введя его описание с помощью $EDITOR:

git commit -a

Замерджить все ветки локального репозитория на удаленный репозиторий (аналогично вместо origin можно указать и remotename, см выше):

git push origin

Аналогично предыдущему, но делается пуш только ветки master:

git push origin master

Запушить текущую ветку, не вводя целиком ее название:

git push origin HEAD

Замерджить все ветки с удаленного репозитория:

git pull origin

Аналогично предыдущему, но накатывается только ветка master:

git pull origin master

Накатить текущую ветку, не вводя ее длинное имя:

git pull origin HEAD

Скачать все ветки с origin, но не мерджить их в локальный репозиторий:

git fetch origin

Аналогично предыдущему, но только для одной заданной ветки:

git fetch origin master

Начать работать с веткой some_branch (уже существующей):

git checkout -b some_branch origin/some_branch

Создать новый бранч (ответвится от текущего):

git branch some_branch

Переключиться на другую ветку (из тех, с которыми уже работаем):

git checkout some_branch

Получаем список веток, с которыми работаем:

git branch # звездочкой отмечена текущая ветвь

Просмотреть все существующие ветви:

git branch -a # | grep something

Замерджить some_branch в текущую ветку:

git merge some_branch

Удалить бранч (после мерджа):

git branch -d some_branch

Просто удалить бранч (тупиковая ветвь):

git branch -D some_branch

История изменений:

git log

История изменений в обратном порядке:

git log --reverse

История конкретного файла:

git log file.txt

Аналогично предыдущему, но с просмотром сделанных изменений:

git log -p file.txt

История с именами файлов и псевдографическим изображением бранчей:

git log --stat --graph

Изменения, сделанные в заданном коммите:

git show d8578edf8458ce06fbc5bb76a58c5ca4a58c5ca4

Посмотреть, кем в последний раз правилась каждая строка файла:

git blame file.txt

Удалить бранч из репозитория на сервере:

git push origin :branch-name

Откатиться к конкретному коммиту (хэш смотрим в «git log»):

git reset --hard d8578edf8458ce06fbc5bb76a58c5ca4a58c5ca4

Аналогично предыдущему, но файлы на диске остаются без изменений:

git reset --soft d8578edf8458ce06fbc5bb76a58c5ca4a58c5ca4

Попытаться обратить заданный commit (но чаще используется branch/reset + merge):

git revert d8578edf8458ce06fbc5bb76a58c5ca4a58c5ca4

Просмотр изменений (суммарных, а не всех по очереди, как в «git log»):

git diff # подробности см в "git diff --help"

Используем vimdiff в качестве программы для разрешения конфликтов (mergetool) по умолчанию:

git config --global merge.tool vimdiff

Отключаем диалог «какой mergetool вы хотели бы использовать»:

git config --global mergetool.prompt false

Отображаем табы как 4 пробела, например, в «git diff»:

git config --global core.pager 'less -x4'

Создание глобального файла .gitignore:

git config --global core.excludesfile ~/.gitignore_global

Разрешение конфликтов (когда оные возникают в результате мерджа):

git mergetool

Создание тэга:

git tag some_tag # за тэгом можно указать хэш коммита

Удаление untracked files:

git clean -f

«Упаковка» репозитория для увеличения скорости работы с ним:

git gc

Иногда требуется создать копию репозитория или перенести его с одной машины на другую. Это делается примерно так:

mkdir -p /tmp/git-copy
cd /tmp/git-copy
git clone --bare git@example.com:afiskon/cpp-opengl-tutorial1.git
cd cpp-opengl-tutorial1.git
git push --mirror git@example.com:afiskon/cpp-opengl-tutorial2.git

Следует отметить, что Git позволяет использовать короткую запись хэшей. Вместо «d8578edf8458ce06fbc5bb76a58c5ca4a58c5ca4» можно писать «d8578edf» или даже «d857».

Дополнение: Также в 6-м пункте Мини-заметок номер 9 приводится пример объединения коммитов с помощью git rebase, а в 10-м пункте Мини-заметок номер 11 вы найдете пример объединения двух репозиториев в один без потери истории.

Работа с сабмодулями

Более подробно сабмодули и зачем они нужны объясняется в заметке Простой кроссплатформенный OpenGL-проект на C++. Здесь упомянем самое главное.

Добавить сабмодуль:

git submodule add https://github.com/glfw/glfw glfw

Инициализация сабмодулей:

git submodule init

Обновление сабмодулей, например, если после git pull поменялся коммит, на который смотрит сабмодуль:

git submodule update

Удаление сабмодуля производится так:

  1. Скажите git rm --cached имя_сабмодуля;
  2. Удалите соответствующие строчки из файла .gitmodules;
  3. Также грохните соответствующую секцию в .git/config;
  4. Сделайте коммит;
  5. Удалите файлы сабмодуля;
  6. Удалите каталог .git/modules/имя_сабмодуля;

Дополнительные материалы

В качестве источников дополнительной информации я бы рекомендовал следующие:

Как обычно, любые замечания, дополнения и вопросы категорически приветствуются. И кстати, с наступающим вас!

Дополнение: Практика работы с системами контроля версий

Метки: .

Подпишись через RSS, E-Mail, Google+, Facebook, Vk или Twitter!

Понравился пост? Поделись с другими: