Учимся работать с файлами через Windows API
27 ноября 2013
Из предыдущих постов, посвященных WinAPI, мы научились настраивать Visual Studio и узнали, как в нем писать простые консольные приложения. Следующим маленьким шажком в изучении WinAPI будет освоение работы с файлами.
Для этого нелегкого дела нам понадобятся следующие процедуры:
dwCreationDisposition, dwFlags, hTemplateFile);
В Windows для того, чтобы открыть или создать файл, нужно вызвать процедуру, имеющую целых семь аргументов. К счастью, большинство из них приходится использовать крайне редко. Аргумент szName задает имя файла, а dwAccess — желаемый доступ к файлу, обычно это GENERIC_READ, GENERIC_WRITE или оба значения, объединенные логическим или. Параметр dwShareMode определяет, что могут делать с файлом другие процессы, пока мы с ним работаем. Возможные значения — FILE_SHARE_READ, FILE_SHARE_WRITE, FILE_SHARE_DELETE и их комбинации, однако часто этот параметр просто устанавливают в ноль. Параметр dwCreationDisposition определяет, как именно мы хотим открыть файл, может быть, например, CREATE_NEW, CREATE_ALWAYS, OPEN_EXISTING, OPEN_ALWAYS. О семантике этого хозяйства нетрудно догадаться самостоятельно. С помощью dwFlags можно указать дополнительные свойства файла, например, хранить ли его в зашифрованном или сжатом виде, или сказать, что файл является скрытым, временным или системным. Обычно сюда передают FILE_ATTRIBUTE_NORMAL. Наконец, про lpSecurityAttributes и hTemplateFile сейчас знать не нужно, сюда можно смело передавать NULL.
В случае успешного создания или открытия файла, процедура CreateFile возвращает его хэндл. В случае ошибки возвращается специальное значение INVALID_HANDLE_VALUE. Узнать подробности об ошибке можно с помощью GetLastError.
Чтение из файла в буфер lpBuff размером dwBuffSize. В переменную dwCount записывается реальное количество прочитанных байт. Последний опциональный аргумент называется lpOverlapped и о нем сейчас знать не нужно.
Аргументы и семантика процедуры WriteFile полностью аналогичны ReadFile.
Файловые дескрипторы закрываются с помощью CloseHandle. На самом деле, эта процедура используется не только для работы с файлами, так что мы еще не единожды с нею встретимся.
Посмотрим теперь на все это хозяйство в действии. Следующая программа пишет в файл counter.dat количество собственных запусков. Первые пять запусков ничем не примечательны. На шестой и последующие запуски программа сообщает, что у нее истек триал и просит приобрести полную версию.
#define MAX_TRIAL_RUNS 5
const TCHAR szCounterFileName[] = L"counter.dat";
const TCHAR szMsgTmpl[] = L"Вы запустили программу в %d-й раз. %s.";
const TCHAR szCheckOk[] = L"Все в порядке, продолжайте работу";
const TCHAR szCheckFailed[] = L"Триал истек, купите полную версию";
DWORD ReadCounter() {
DWORD dwCounter, dwTemp;
HANDLE hFile = CreateFile(szCounterFileName, GENERIC_READ, 0, NULL,
OPEN_EXISTING, FILE_ATTRIBUTE_NORMAL, NULL);
if(INVALID_HANDLE_VALUE == hFile) {
return 1;
}
ReadFile(hFile, &dwCounter, sizeof(dwCounter), &dwTemp, NULL);
if(sizeof(dwCounter) != dwTemp) {
CloseHandle(hFile);
return 1;
}
CloseHandle(hFile);
return dwCounter;
}
VOID WriteCounter(DWORD dwCounter) {
DWORD dwTemp;
HANDLE hFile = CreateFile(szCounterFileName, GENERIC_WRITE, 0, NULL,
CREATE_ALWAYS, FILE_ATTRIBUTE_NORMAL, NULL);
if(INVALID_HANDLE_VALUE == hFile) {
return;
}
WriteFile(hFile, &dwCounter, sizeof(dwCounter), &dwTemp, NULL);
CloseHandle(hFile);
}
int main() {
TCHAR szMsg[256];
DWORD dwCounter = ReadCounter();
LPCWSTR lpCheckResult = dwCounter > MAX_TRIAL_RUNS ?
szCheckFailed : szCheckOk;
wsprintf(szMsg, szMsgTmpl, dwCounter, lpCheckResult);
MessageBox(0, szMsg, L"Сообщение", 0);
if(dwCounter <= MAX_TRIAL_RUNS) {
WriteCounter(dwCounter+1);
}
ExitProcess(0);
}
Как обычно, программа также успешно компилируется при помощи MinGW и запускается под Wine.
В качестве домашнего задания можете попробовать модифицировать программу так, чтобы она выводила время, когда производились все ее запуски. Для этого вам понадобятся процедуры GetLocalTime, SetFilePointer и GetFileSizeEx. Если это задание покажется вам слишком простым, попробуйте найти информацию о том, как при помощи процедур, упомянутых в этой заметке, (1) написать консольное приложение и (2) открыть диск C: на чтение, словно он является обычным файлом.
Дополнение: Рекурсивный поиск файлов с использованием WinAPI
Вы можете прислать свой комментарий мне на почту, или воспользоваться комментариями в Telegram-группе.