Портативные игры 90-х годов Brick Game E-88 и E-S88

6 марта 2023

В 90-е годы прошлого столетия на территории бывшего СССР существовало немало электронных и/или компьютерных игр. Я неплохо помню этот период, поскольку на него пришлось мое детство. Тогдашние игры безусловно оказали влияние на выбор моей профессии. Особенно запомнились игры «Электроника» про волка собирающего яйца (как позже выяснилось, это был клон игры Nintendo Game & Watch), приставка Dendy (как оказалось, клон NES / Famicom), а также портативные игровые консоли Brick Game, которые тогда мы называли просто «тетрисы». Характерно, что ничего из перечисленного у меня никогда не было, но мне давали поиграть. Несколько позднее были приставки Sega, Game Boy и PlayStation, игры под MS-DOS и Windows 95/98, но все это — уже другая история. Так или иначе, в этом посте мне хотелось бы рассказать о тетрисах.

Моделей тетрисов существует великое множество. Первые тетрисы имели одну или две игры, притом обе игры были вариантами тетриса. Отсюда устройства и получили свое название. Позднее появились устройства «8 в 1», где были разные игры. Еще позднее стали появляться тетрисы «супер-пупер 96 в 1», «154 в 1», и т.д. Однако это был лишь маркетинговый ход, очень оригинальный на тот момент. Уникальных игр в таких тетрисах было штук 8, в особо удачных моделях — 16. Просто игры повторялись по кругу.

Большинство тетрисов выпускались под брендом Brick Game, но были и другие производители. Вторыми по популярности были тетрисы Apollo, с динозавриком в шляпе на логотипе. Интересно, что тетрисы Brick Game выпускаются и по сей день. Однако качество новодела не идет ни в какое сравнение с тем, что было в 90-ые. Некачественно отлитые корпуса с наплывами, плохо пахнущий пластик, ошибочные срабатывания кнопок — вот далеко неполный список проблем новых тетрисов «9999 в 1» за 220 рублей (~3$).

Разочарованный таким положением дел, я решил посмотреть обзоры на винтажные тетрисы, и приобрести пару настоящих тетрисов из 90-х:

Тетрисы Brick Game E-88 и Brick Game E-S88

Слева у нас Brick Game E-88. Он продавался как исправный и обошелся мне в 2300 рублей (31$). Были чуть более дешевые лоты, но с плохо работающими кнопками и прочими дефектами. Было решено не экономить. Существовали ранняя и поздняя версии Brick Game E-88. В ранней версии из игр были только варианты тетриса. У меня поздняя версия, где есть и другие игры. Она же является наиболее распространенной.

Справа — тетрис Brick Game E-S88. На этом конкретном экземпляре написано «ES88», без тире, но на других писали «E-S88». Он продавался как сломанный: «включается, есть картинка, но управление не работает, в батарейном отсеке все проржавело». Мне очень хотелось эту модель, а других объявлений не было, поэтому я взял устройство под восстановление. За сломанный тетрис я заплатил 500 рублей (~7$).

Заметьте, что настоящие винтажные тетрисы могут быть только серыми. Черные тетрисы в 90-ые тоже делали, но они появились позднее серых. Кроме того, слева, там, где вы ожидаете видеть крестовину, находится всего лишь три кнопки. Все потому что кнопка «вверх» в тетрисе не нужна, а в играх вроде змейки вместо нее можно использовать кнопку «поворот» (справа). Тетрисы с кнопкой «вверх» появились намного позже «трехкнопочных» тетрисов.

Оба тетриса требовали кое-каких восстановительных работ. Внутри нас ждет примерно следующее:

Внутренности тетриса Brick Game E-88

На фото показаны внутренности E-88, но содержимое корпуса E-S88 выглядит практически так же. Корпус нужно тщательно отчистить внутри и снаружи при помощи изопропилового спирта, в том числе под динамиком. Динамик крепится на термоклее, который нужно отодрать, а потом заменить свежим. Также чистим сам динамик, нижнюю плату с кнопками, сами кнопки и резиночки под ними. Контактные площадки под кнопками не повредит пройти ластиком. Верхнюю плату можно почистить только с одной стороны, если только нет каких-то проблем с ЖК-дисплеем.

Электролитический конденсатор выглядел живым, но я все равно заменил его. Они не рассчитаны на то, чтобы служить 30 лет. Тонкий черный провод отломился и окислился настолько, что больше не паялся. Он был заменен на новенький многожильный провод в силиконовой изоляции. Остальные провода были в порядке. В обоих тетрисах присутствовал окисел от протекших батареек. Притом, в E-88 его хоть и было очень мало, зато он попал на плату с кнопками, что в редких случаях приводило к ложным нажатиям. Такие окислы прекрасно снимает лимонная кислота.

Больше всего хлопот доставила ржавчина в батарейном отсеке тетриса E-S88. Металлические детали были замочены в лимонной кислоте, а затем почищены при помощи Dremel с подходящей насадкой. Ржавчина, въевшаяся в пластик, была отмыта при помощи изопропилового спирта и зубной щетки. Особо упрямые кусочки ржавчины были отодраны жестким металлическим спаджером. Можно было не заморачиваться и просто взять запчасти с новодельного донора, но мне хотелось сохранить все родные детали.

Таким образом, из двух грязненьких наполовину работающих тетрисов удалось получилось два вполне симпатичных и на 100% исправных тетриса. По времени на восстановление ушел один вечер.

Какие же тут игры? Вот список для E-88:

  1. Классический тетрис;
  2. Тетрис со дополнительными фигурами из 2-х, 3-х и 5-и точек;
  3. Тетрис с целью сбить мигающую точку;
  4. Как 3, но со дополнительными фигурами;
  5. Змейка. Характерно, что направление движения можно менять на противоположное. При этом голова змейки становится кончиком хвоста и наоборот. Ускорять движение нельзя;
  6. Галактика. В этой игре есть забавная то ли пасхалка, то ли баг;
  7. Стрелялка с падающими бомбочками. Когда бомбочка падает, оружие не работает. Поэтому от бомбочек можно только уворачиваться;
  8. Заполнялка. Похожа на 7, но с достраиванием линий и без бомбочек. Нажатием кнопки вниз можно очистить пять наиболее близких к игроку рядов, что составляет примерно четверть экрана. Это полезно при игре на высоких скоростях. Очисток доступно пять штук на всю игру. Дается четыре жизни, но при потери жизни очистки не восстанавливаются;

E-S88 примечателен тем, что тетриса в нем фактически и нет. Из восьми игр лишь одна является тетрис-подобной, притом она максимально не похожа на обычный, классический тетрис:

  1. Гонка со стрельбой и препятствиями. Возможность стрелять дается на время, об истечение которого сообщается при помощи мелодии. Играть без звука можно, но непросто. При этом звук как в E-88, так и в E-S88 сильно громче того уровня, который я бы назвал комфортым;
  2. Точно такая же гонка, но вместо машинки вы управляете катером;
  3. Тетрис с дополнительными фигурами, а также спец-фигурами (проходящая точка, удалялка, добавлялка, «жидкие» фигуры) и целью сбить мигающую точку;
  4. Змейка. Может ускоряться, если нажать в направлении ее текущего движения. Приходится нажимать кнопки очень осторожно, чтобы случайно не влететь в стену. Менять направление движения на обратное, как в E-88, нельзя;
  5. Такая же змейка, только с препятствиями;
  6. Простая стрелялка, без бомбочек. В отличие от стрелялки в E-88, тут нельзя зажать кнопку стрельбы (роль которой выполняет «поворот»). Приходится нажимать ее на каждый отдельный выстрел, из-за чего большой палец быстро устает;
  7. Стрелялка с падающими бомбочками. Бомбочки можно отстреливать, но падает их очень много. С подсевшими батарейками играть невозможно, поскольку бомбочки становятся невидимыми;
  8. Стрелялка, где нужно достраивать фигуры до прямоугольников. Притом, фигуры уворачиваются от игрока;

В обоих тетрисах есть сохранение. Если поставить игру на паузу и нажать «off», то при следующем включении игру можно будет продолжить с того места, где вы остановились. Казалось бы, и что тут такого? Дело в том, что в более поздних тетрисах эта возможность пропала, а в тетрисах Apollo ее и вовсе никогда не было. Притом, сохранение в E-88 и E-S88 переживает замену батареек. Конечно, если достать батарейки надолго, то сохранение потеряется.

Тетрис E-88 был особенно удачным. Здесь явно использовано железо получше, чем было в моделях до и после него. Тетрис работает быстрее и ощущается намного отзывчивее остальных моделей. Добавьте сюда неплохой набор игр, из которых все играются со звуком и без звука, а также работающее сохранение. Тогда становится понятно, почему именно этот тетрис в свое время был самым популярным, а в наши дни считается настоящей классикой.

Пожалуй, самый большой недостаток у E-88 заключается в неработающей шкале фруктов. В ранних тетрисах за каждые 10 000 очков давался приз — сначала вишенка, потом бананчик, и так далее. Сегодня это назвали бы «ачивками», но в 90-ые такого понятия еще не было. E-S88 субъективно является довольно неудачным тетрисом, но зато в нем дают фрукты.

Помимо E-88 и E-S88 были и другие интересные модели. Например, в тетрисе E-88A было девять игр. Среди них не было змейки, зато были гонки, фроггер и арканоид (отсюда буква A в названии). Призов за набранные очки не давалось. Аналогичный тетрис продавался под названием QGH-33A. Обзоры многих других моделей можно найти на YouTube-каналах Bricks of 90s и Brick&pocket games.

С отключенным звуком E-88 потребляет менее 1 мА тока. Устройство способно проработать 1.5 месяца непрерывно от пары батареек AA, и это по самым пессимистичным оценкам. Много ли вы знаете портативных игровых консолей, так же долго работающих от батареек? Учтем также, что новодельные тетрисы по всем параметрам стали лишь хуже. В силу названных причин тетрисы из 90-х представляют собой полезные устройства и по сей день.

Дополнение: Продолжение истории — в посте Отбеливание пожелтевшего пластика при помощи перекиси водорода и ультрафиолета. Также вас могут заинтересовать статьи Персональный компьютер 80-х годов ZX Spectrum 128, Прошиваем эмулятор Retro-Go на Nintendo Game & Watch, и далее по ссылкам.

Метки: , , , .


Вы можете прислать свой комментарий мне на почту, или воспользоваться комментариями в Telegram-группе.