Прошел игру Neverwinter Nights

2 сентября 2024

Neverwinter Nights — это компьютерная ролевая игра 2002-го года. Имеет два официальных дополнения — Shadows of Undrentide и Hordes of the Underdark. Недавно я прошел игру и ее дополнения на своем ретро-ноутбуке.

Neverwinter Nights можно отнести к классическим / эталонным RPG, к коим также относятся Baldur’s Gate, Icewind Dale и Planescape: Torment. Игра использует механику Dungeons & Dragons 3-ей редакции. Действие происходит в сеттинге Forgotten Realms с эльфами, орками, драконами и так далее.

Игру особенно оценят те, кто хотя бы раз играли в DnD за столом, с живыми людьми, чарниками и бросками кубиков. Кто не играл, тот тоже оценит, но будет недоумевать, почему его персонаж долго стоит во время боя (бои в DnD на самом деле пошаговые), как конкретно работает КЗ (класс защиты, он же класс доспеха или КД), или зачем раскидывать заклинания по ячейкам заклинаний, когда можно было просто сделать шкалу маны (никакой шкалы маны в DnD не существует). Другими словами, NWN переносит опыт настольной игры на компьютер, и делает это весьма успешно.

В свое время игра поражала воображение трехмерной графикой, динамическими тенями и возможностью вращать камеру во все стороны. Мне особенно нравится, как нарисованы лесные локации (здесь и далее все скриншоты кликабельны):

Лесная локация в Neverwinter Nights

Реализованы смена дня и ночи, дождь и снег. Надетые предметы влияют на внешний вид персонажа. Применение заклинаний вроде «задубевшая кожа» также сказывается на внешнем виде. Вообще, все заклинания здесь зрелищные, особенно AoE:

AoE заклинания в Neverwinter Nights

Хоть бои в игре и проходят в реальном времени, предусмотрена тактическая пауза. Ее можно видеть на предыдущем скриншоте. Тактическая пауза была изобретена компанией BioWare еще для Baldur’s Gate. Разработчики не могли определиться, должны ли бои быть пошаговыми или реалтаймовыми, и сделали промежуточный вариант. Заметьте также, что все броски кубиков видны в логе.

Есть озвучка диалогов, правда, частичная. Благодаря озвучке можно составить представление о том, как говорит тот или иной персонаж, но большую часть диалога нужно читать. Я лично не против — читать у меня получается быстрее, чем слушать. Пример типичного диалога:

Диалоги в Neverwinter Nights

Основная кампания без дополнений рассчитана на 60-120 часов, в зависимости от вашего желания исследовать каждый уголок и проходить все сторонние квесты. Это и по нынешним меркам достойно, а в начале нулевых впечатляло тем более.

Neverwinter Nights не является партийной RPG в привычном смысле. Вы играете за одного персонажа, и можете нанять одного NPC (в HoU можно нанять двух). При этом NPC нельзя управлять напрямую. Можно давать простые команды вроде «следуй за мной», «стой на месте» или «атакуй ближайшего противника». Нельзя сказать «встань вот здесь» или «атакуй вон того противника». По идее, так сделано для того, чтобы игрок лучше вживался в роль своего персонажа.

Игру я проходил за эльфа-друида. Друид является довольно универсальным классом. Может сражаться и в ближнем бою, и в дальнем стрелять из лука, знает как целебную, так и атакующую магию. Друиду полагается животное-компаньон. Медведь или волк неплохо справляются с ролью «танка». Волк справляется чуть лучше, так как по нему реже попадают.

Еще одно существо можно призвать магией, одно животное временно подчинить навыком «сочувствие животными», плюс можно нанять одного или двух NPC. Получается группа до пяти или шести существ, и это не считая компаньонов, которых могут призвать другие члены группы. Удобно, что животное-компаньона можно исцелить, просто покормив его. Делается это через диалог с компаньоном.

Предусмотренны диалоги с животными-NPC, доступные только для друида. Нередко с помощью этих диалогов можно получить квест, найти сокровище или обходной путь в подземелье. А еще друид может принимать форму животных (с пятого уровня), элементалей и даже дракона (с помощью заклинания, не классовой способности). Впрочем, по моему субъективному опыту, такие превращения не то, чтобы очень полезны. Оружие и доспехи по параметрам обычно лучше, чем смена формы.

В качестве нанятого NPC большую часть игры со мной бегал плут-полурослик по имени Томи. Томи автоматически открывает запертые двери и сундуки, а также находит и обезвреживает ловушки, коих в игре предостаточно:

Плут обезвреживающий ловушку в Neverwinter Nights

Сундук на скриншоте подсвечен красным цветом, значит на нем была обнаружена ловушка. Еще ловушки бывают на полу и на дверях.

Также плут полезен в бою. Поговорив с Томи, можно попросить его использовать оружие дальнего боя. В «Тенях Андрентайда» Томи недоступен, поэтому я нанял Дорну, мультиклассовую гномиху. Она клирик и плут одновременно. Кого я нанял в «Ордах Андердарка» не расскажу, потому что это будет спойлер.

На прохождение основной кампании со всеми сторонними квестами я потратил 20 дней, прокачавшись до 16-го уровня. Важно сохраниться после финальной битвы. Иначе при импорте персонажа в SoU вы утратите причитающийся опыт. Дополнение SoU приятное, но короткое. Оно проходится за три дня. В результате был взят 18-ый уровень. На прохождение HoU я потратил десять дней, закончив персонажем 26-го уровня.

Баги в игре есть, но в основном незначительные. Действительно критических ошибок я нашел две. Во-первых, в SoU был найден один сломанный мини-квест. Его можно вправить, воспользовавшись командами DM’а. Во-вторых, в самом начале я покрутил настройки звука, из-за чего игра стала периодически падать. Тогда я переключился на DirectSound3D 7+ и поставил громкость звуковых эффектов, голосов и музыки в значения 40%, 40% и 20% соответственно. После этого игра ни разу не падала.

Neverwinter Nights является добротно сделанной, классической RPG, которую я горячо рекомендую всем любителям жанра. Кто-то утверждает, что это еще и глубокая тактическая игра. Так ли это на самом деле — вопрос дискуссионный. Лично я воспринимаю «Ночи Невервинтера» как хорошую интерактивную книгу, а ради тактики я лучше поиграю в Wizardry 8. Раз в сколько-то лет игру можно перепроходить за новый класс. Многие рекомендуют паладина или клирика. Опытные игроки могут взять волшебника, колдуна или барда.

Вместе с игрой идет редактор кампаний. Тот самый, на котором сделана основная игра и дополнения. Фанатские кампании разрабатываются по сей день, а также переводятся энтузиастами на русский язык (см также раз, два и три). Вы можете продолжить играть в NWN даже после того, как пройдете игру вдоль и поперек за все классы. А еще, если вы всегда мечтали создать свою RPG, то самый простой способ сделать это — воспользоваться редактором кампаний Neverwinter Nights.

Как мне кажется, лучше всего играть в NWN на старом железе, для которого игра и разрабатывалась. Но также она доступна под современные платформы в виде Neverwinter Nights: Enhanced Edition. NWN:EE можно приобрести в Steam или на GOG. Существуют версии для PlayStation, Xbox и Nintendo Switch.

Дополнение: Перепрошел игру Горький-18

Метки: .


Вы можете прислать свой комментарий мне на почту, или воспользоваться комментариями в Telegram-группе.