Пишем GUI-приложение при помощи Python, GTK и Glade

6 июля 2016

Недавно мне стало интересно, насколько хорошо Python, на котором, напомню, я теперь пишу все свои скрипты, справляется с задачей создания GUI-приложений. И тут язык превзошел все мои ожидания, так как найти нужную библиотеку, разобраться, как ею пользоваться, а потом написать пример, демонстрирующий все интересовавшие меня возможности, заняло ну что-то около одного часа. Пример этот, как вы и сами сейчас убедитесь, показывает не только создание формочек на GTK, но и отображение иконки в трее с меню и нотификациями.

Установка зависимостей (Glade нужен только на время разработки):

sudo apt-get install python3-gi glade

Код самого скрипта:

#!/usr/bin/env python3

# gtk-example.py
# (c) Aleksander Alekseev 2016
# http://eax.me/

import signal
import os
import gi
gi.require_version('Gtk', '3.0')
gi.require_version('Notify', '0.7')
from gi.repository import Gtk
from gi.repository import Notify

APPID = "GTK Test"
CURRDIR = os.path.dirname(os.path.abspath(__file__))
# could be PNG or SVG as well
ICON = os.path.join(CURRDIR, 'python3.xpm')

# Cross-platform tray icon implementation
class TrayIcon:

    def __init__(self, appid, icon, menu):
        self.menu = menu

        APPIND_SUPPORT = 1
        try:
            from gi.repository import AppIndicator3
        except:
            APPIND_SUPPORT = 0

        if APPIND_SUPPORT == 1:
            self.ind = AppIndicator3.Indicator.new(
                appid, icon,
                AppIndicator3.IndicatorCategory.APPLICATION_STATUS)
            self.ind.set_status(AppIndicator3.IndicatorStatus.ACTIVE)
            self.ind.set_menu(self.menu)
        else:
            self.ind = Gtk.StatusIcon()
            self.ind.set_from_file(icon)
            self.ind.connect('popup-menu', self.onPopupMenu)

    def onPopupMenu(self, icon, button, time):
        self.menu.popup(None, None, Gtk.StatusIcon.position_menu, icon,
                        button, time)


class Handler:

    def __init__(self):
        self.window_is_hidden = False

    def onShowButtonClicked(self, button):
        msg = "Clicked: " + entry.get_text()
        dialog = Gtk.MessageDialog(window, 0, Gtk.MessageType.INFO,
                                   Gtk.ButtonsType.OK, msg)
        dialog.run()
        dialog.destroy()

    def onNotify(self, *args):
        Notify.Notification.new("Notification", "Hello!", ICON).show()

    def onShowOrHide(self, *args):
        if self.window_is_hidden:
            window.show()
        else:
            window.hide()

        self.window_is_hidden = not self.window_is_hidden

    def onQuit(self, *args):
        Notify.uninit()
        Gtk.main_quit()

# Handle pressing Ctr+C properly, ignored by default
signal.signal(signal.SIGINT, signal.SIG_DFL)

builder = Gtk.Builder()
builder.add_from_file('gtk-example.glade')
builder.connect_signals(Handler())

window = builder.get_object('window1')
window.set_icon_from_file(ICON)
window.show_all()

entry = builder.get_object('entry1')
menu = builder.get_object('menu1')
icon = TrayIcon(APPID, ICON, menu)
Notify.init(APPID)

Gtk.main()

Примечание: Насколько я смог разобраться, используемый здесь пакет обычно называют «PyGObject bindings». Существует очень похожий пакет PyGTK, но его не рекомендуется использовать в новых проектах даже на официальном сайте самого PyGTK. Поэтому в этой заметке мы его и не используем.

А вот скриншот, показывающий все возможности программы:

Пример GUI на Python и GTK

Скрипт был проверен на Linux с Unity, Linux с Xfce, а также FreeBSD с i3. Во FreeBSD для работы приложения требуется установить пакет py34-gobject3.

По-моему, код предельно прост и понятен, и в особых пояснениях не нуждается.

Но на всякий случай все же отмечу, что сам интерфейс описывается в XML-файле с расширением .glade, который был создан в режиме WYSIWYG при помощи программы Glade. Так как XML является текстовым форматом, его очень здорово хранить в Git. Притом XML генерируется очень компактный и отлично читаемый. Пользоваться Glade очень просто, поэтому не стану заострять на нем внимание. Лайоут строится при помощи боксов по тому же принципу, что и в wxWidgets.

Связывание событий и хэндлеров происходит при помощи вот этой строчки:

builder.connect_signals(Handler())

При этом имена методов класса Handler пишутся прямо-таки текстом в Glade. Просто старый-добрый Delphi в самом хорошем смысле. Быстро наклепал, и заработало!

С иконкой в трее все немного непросто. В зависимости от используемого вами десктоп окружения для ее отображения следует использовать либо AppIndicator3, либо Gtk.StatusIcon. Например, в Unity работает только AppIndicator3, а вот в i3 соответствующий .typelib файл просто отсутствует, и нужно использовать Gtk.StatusIcon. А в Xfce работает и так, и так. Интересную сводную таблицу по теме можно найти в комментариях к коду Syncthing-GTK. Кстати, Syncthing недавно обозревался в этом блоге.

Ссылки по теме:

Полную версию исходного кода к этой заметке вы найдете на GitHub.

А на чем вы нынче пишите GUI? И не знаете ли вы случайно, как их правильно покрывать тестами?

Метки: , .

Подпишись через RSS, E-Mail, Google+, Facebook, Vk или Twitter!

Понравился пост? Поделись с другими: